Теория элиты Вильфредо Парето
Вильфредо Парето родился 15 июля 1848 г. в Париже в семье итальянского маркиза, выходца из Генуи, вынужденного эмигрировать из-за своих либеральных и республиканских убеждений. Мать Парето была француженкой, и он с детства одинаково хорошо владел языками обоих родителей; однако всю жизнь он ощущал себя прежде всего итальянцем. В 1858 г. семья Парето возвращается в Италию. Там он получает прекрасное образование, одновременно классическое гуманитарное и техническое; большое внимание он уделяет изучению математики. После окончания Политехнической школы в Турине Парето в 1869 г. защищает диссертацию «Фундаментальные принципы равновесия в твердых телах». Тема эта воспринимается как предзнаменование, учитывая важное место понятия равновесия в его последующих экономических и социологических трудах. В течение ряда лет он занимал довольно важные должности в железнодорожном ведомстве и в металлургической компании.
В 90-е годы он предпринимает неудачную попытку заняться политической деятельностью. В это же время он активно занимается публицистикой, чтением и переводами классических текстов. В первой половине 90-х годов Парето публикует ряд исследований в области экономической теории и математической экономики. С 1893 г. и до конца жизни он был профессором политической экономии Лозаннского университета в Швейцарии, сменив в этой должности известного экономиста Леона Вальраса.В последний год жизни Парето в Италии уже установился фашистский режим.Некоторые видные деятели этого режима, и прежде всего сам дуче, считали себя учениками лозаннского профессора. В связи с этим в 1923 г. он был удостоен звания сенатора Италии.Парето выразил сдержанную поддержку новому режиму, одновременно призвав его быть либеральным и не ограничивать академических свобод.Умер Парето 19 августа 1923 г. в Селиньи (Швейцария), где он жил последние годы своей жизни; там он и был похоронен.
Как уже отмечалось, первые научные труды Парето были посвящены экономике. В качестве экономиста он занимает видное место в истории науки. Он внес важный вклад в исследование распределения доходов, монополистического рынка, в становление эконометрии и т.д. [1, 248-260]. Но постепенно он осознает недостаточность и неадекватность представлений о человеке как оhomooeconomicus. В свою очередь это осознание было связано с его общим отрицательным отношением к рационалистическим концепциям человека, которое со временем усиливалось. В поисках более адекватной и целостной модели человека Парето обращается к социологии. Обращение это происходит сравнительно поздно, когда он был уже зрелым и известным ученым, но происходит оно не сразу, не вдруг, а исподволь, постепенно. Оно заметно еще в его несоциологических по жанру научных трудах, таких, как «Курс политической экономии» (1896-1897), «Социалистические системы» (1902) и «Учебник политической экономии» (1906). Уже в 1897 г. Парето читал курс социологии в Лозаннском университете, который он продолжал читать и впоследствии, даже тогда, когда из-за болезни был вынужден отказаться от преподавания экономики.
Самое крупное сочинение В. Парето, в котором представлены его социологические теории, — «Трактат по общей социологии». Автор писал его с 1907 по 1912 г. В итальянском оригинале «Трактат» был впервые опубликован в 1916 г., во французском варианте, проверенном и одобренном автором, он вышел в 1917-1919 гг. Это огромное и весьма громоздкое по своей структуре сочинение написано в нарочито наукообразном стиле; оно насчитывает около 2 тыс. страниц текста большого формата, 13 глав, 2612 параграфов, не считая приложений.
Правящая и неправящая элиты
Согласно Парето, индивиды неравны между собой в физическом, интеллектуальном, нравственном отношениях. Поэтому и социальное неравенство представляется ему совершенно естественным, очевидным и реальным фактом. Люди, которые обладают наиболее высокими показателями в той или иной области деятельности, составляют элиту. В каждой сфере деятельности существует своя элита.
Парето различает два вида элиты: правящую,т. е. принимающую участие в осуществлении политической власти, инеправящую [23, § 2032 и др.]. В целом социальная стратификация изображается в его теории в виде пирамиды, состоящей из двух слоев: ее вершину составляет немногочисленная элита («высший слой»), а остальную часть — основная масса населения («низший слой») [23, §§ 2034, 2047 и др.]. Элиты существуют во всех обществах, независимо от формы правления.
В качестве синонимов этого термина Парето использует термины «правящий класс», «господствующий класс», «аристократия», «высший слой», это просто объективно «лучшие» в определенной области деятельности: «Может быть аристократия святых или аристократия разбойников, аристократия ученых, аристократия преступников и т.п.» [23, §103]. Проблема, однако, остается: как определить «лучших», наиболее компетентных и т.п.? Парето, по существу, игнорировал относительность «элитарных» качеств и их тесную связь с определенными социальными системами, каждая из которых вырабатывает свои специфические критерии оценки этих качеств.
Парето стремится к чисто описательной трактовке термина «элита», не внося в него оценочного элемента.Тем не менее ему не удалось избежать известной противоречивости в истолковании этого понятия. С одной стороны, он характеризует представителей элиты как наиболее способных и квалифицированных в определенном виде деятельности, как своего рода результат естественного отбора. С другой стороны, в «Трактате» встречаются утверждения, что люди могут носить «ярлык» элиты, не обладая соответствующими качествами. Очевидно, что вторая трактовка противоречит первой. По-видимому, в первом случае Парето имеет в виду общество с открытой классовой структурой и совершенной системой социальной мобильности, основанное на принципе «естественного отбора». В этом случае элитарные качества и элитарный статус должны совпасть, но подобная ситуация, разумеется, в истории встречается нечасто. И все-таки в целом у Парето доминирует представление о том, что элиты формируются из людей, действительно обладающих соответствующими качествами и достойных своего высшего положения в обществе.
Характерные черты представителей правящей элиты: высокая степень самообладания; умение улавливать и использовать для своих целей слабые места других людей; способность убеждать, опираясь на человеческие эмоции; способность применять силу, когда это необходимо. Последние две способности носят взаимоисключающий характер, и управление происходит либо посредствомсипы,либо посредствомубеждения.Если элита неспособна применить то или иное из этих качеств, она сходит со сцены и уступает место другой элите, способной убедить или применить силу. Отсюда тезис Парето: «История — это кладбище аристократий» [23, §2053].
Как правило, между элитой и остальной массой населения постоянно происходит обмен: часть элиты перемещается в низший слой, а наиболее способная часть последнего пополняет состав элиты. Процесс обновления высшего слоя Парето называет циркуляцией элит.Благодаря циркуляции элита находится в состоянии постепенной и непрерывной трансформации.
Циркуляция элит
Циркуляция элит функционально необходима для поддержания социального равновесия.Она обеспечивает правящую элиту необходимыми для управления качествами. Но если элита оказывается закрытой, т. е. циркуляция не происходит или происходит слишком медленно, это приводит к деградации элиты и ее упадку. В то же время в низшем слое растет число индиви-дов, обладающих необходимыми для управления чертами и способных применить насилие для захвата власти. Но и эта новая элита утрачивает способность к управлению, если она не обновляется за счет представителей низшего слоя.
Согласно теории Парето, политические революции происходят вследствие того, что либо из-за замедления циркуляции элиты, либо по другой причине элементы низкого качества накапливаются в высших слоях.Революция выступает как своего рода альтернатива, компенсация и дополнение циркуляции элит. В известном смыслесущность революции и состоит в резкой и насильственной смене состава правящей элиты.При этом, как правило, в ходе революции индивиды из низших слоев управляются индивидами из высших, так как последние обладают необходимыми для сражения интеллектуальными качествами и лишены тех качеств, которыми обладают как раз индивиды из низших слоев [23, §§ 2057, 2058].
Типы элиты
Итак, в историческом развитии постоянно наблюдаются циклы подъема и упадка элит. Их чередование, смена — закон существования человеческого общества. Но изменяются не просто составы элит, их контингент; сменяют друг друга,
Первый тип элиты, в котором преобладает «инстинкт комбинаций», управляет путем использования убеждения, подкупа, обмана, прямого одурачивания масс.Усиление «осадков» первого класса и ослабление «осадков» второго приводят к тому, что правящая элита больше заботится о настоящем и меньше — о будущем. Интересы ближайшего будущего господствуют над интересами отдаленного будущего; интересы материальные — над идеальными; интересы индивида — над интересами семьи, других социальных групп, нации. С течением времени «инстинкт комбинаций» в правящем классе усиливается, в то время как в управляемом классе, напротив, усиливается инстинкт «настойчивости в сохранении агрегатов». Когда расхождение становится достаточно значительным, происходит революция, и к власти приходит другой тип элиты с преобладанием «осадков» второго класса. Для этой категории элиты характерны агрессивность, авторитарность, упорство, непримиримость, подозрительностьк маневрированию и компромиссам.
Первый тип правящей элиты Парето называет «лисами», второй — льва-ìè»». В сфере экономики этим двум типам соответствуют категории «спекулянтов» и «рантье»: в первой из них преобладают «осадки» первого класса, во второй — второго [там же, § 2235]. «Спекулянты», обладая хорошими способностями в области экономических комбинаций, не довольствуются фиксированным доходом, часто незначительным, и стремятся заработать больше. Каждая из двух категорий выполняет в обществе особую полезную функцию. «Спекулянты» часто «служат причиной изменений и экономического и социального прогресса» [там же]. Рантье. наоборот, составляют мощный фактор стабильности. Общество, в котором почти исключительно преобладают «рантье», остается неподвижным и склонно к застою и загниванию; общество, в котором доминируют «спекулянты», лишено стабильности; оно находится в состоянии неустойчивого равновесия, которое легко может быть нарушено изнутри или извне.
studfiles.net
теории Моска, Парето и Михельса
Автор: Геннадий Константинович Ашин, основоположник научной элитологии в России, профессор кафедры философии MГИMO, доктор философских наук, заслуженный деятель науки РФ.
Идеи политического элитизма, согласно которым функцию управления обществом должны выполнять избранные, лучшие из лучших, аристократы, появились еще в глубокой древности. Наиболее четко эти идеи прослеживаются в работах Конфуция, Платона, Макиавелли, Карлейля, Ницше. Но серьезного социологического обоснования эти идеи еще не получили. Как определенная система взглядов элитарные теории были сформулированы в конце XIX — начале ХХ века в работах итальянских мыслителей Гаэтано Моска (1858-1941), Вильфреда Парето (1848-1923) и немецкого социолога Роберта Михельса (1878-1936).
Моска в работе «Правящий класс» утверждал, что во всех обществах существуют два класса: класс управляющих (элита) и класс управляемых. Правящий класс является малочисленным, он монополизирует власть и осуществляет управленческие функции. Господство меньшинства предопределено тем, что это господство организованного меньшинства над инертным, неорганизованным большинством.
Правящий класс стремится упрочить свое господство, используя свои знания и опыт в сфере государственного управления, военную силу, священнический статус, распространяя и поддерживая в обществе ту идеологию, которая способствует легитимации его власти. Вхождение в состав правящего класса, по мнению Моска, обусловлено следующими критериями: способностью к управлению другими людьми (организаторская способность), а также интеллектуальным, моральным и материальным превосходством. Правящий класс постепенно обновляется.
Существуют две тенденции в его развитии. Аристократическая тенденция проявляется в стремлении передать власть наследникам или ближайшим соратникам, что постепенно приводит к вырождению элиты. Демократическая тенденция реализуется посредством включения в состав правящего класса лучших представителей из класса управляемых, что предотвращает дегенерацию элиты.
Оптимальное сочетание этих двух тенденций наиболее желательно для общества, т.к. позволит обеспечить преемственность и стабильность в руководстве страной и качественное обновление правящего класса.
Парето, введший в политическую науку термин «элита», так же, как и Моска, считал, что все общества делятся на управляющих (элиту) и управляемых. В элите он выделял два главных типа, последовательно сменяющих друг друга: элиту «львов» и элиту «лис». Для «львов» характерно использование силовых методов правления, консерватизм. «Лисы» предпочитают поддерживать свою власть пропагандой, они мастера политико-финансовых комбинаций, обмана, хитрости, изворотливости.
Правление «лис» эффективно, когда политическая система неустойчива, когда требуются новаторы, комбинаторы. Но «лисы» не способны применять насилие, когда оно необходимо. Тогда им на смену приходит элита «львов», которая готова действовать решительно. Постоянная смена одной элиты другой обусловлена социальной динамикой общества.
Каждый тип элиты обладает определенным преимуществом, которое постепенно перестает соответствовать потребностям руководства обществом. Поэтому обеспечение равновесия социальной и политической системы требует постоянной замены одной элиты другой.
Парето выделял также правящую и неправящую элиты. Представители, входящие в состав потенциальной элиты (контрэлиты), наделены характерными для элиты качествами, но не обладают властью из-за своего социального статуса. Со временем правящая элита начинает вырождаться и неэффективно управлять обществом, тогда активизируется контрэлита, претендующая на власть. Но чтобы прийти к власти, ей необходима поддержка масс, которые она побуждает к активным действиям и с помощью которых свергает правящую элиту.
Очередная правящая элита со временем также утратит свои выдающиеся качества, придет в упадок и будет отстранена от власти новой контрэлитой. Через некоторое время процесс «циркуляции элит» повторится вновь и вновь.
Парето считал, что постоянная смена и циркуляция элит позволяет понять историческое движение общества, которое предстает как история постоянной смены аристократий: их возвышений, властвования, упадка и замены новым правящим привилегированным меньшинством. Поэтому революции, с точки зрения Парето, — лишь борьба элит, смена правящей и потенциальной элиты.
Михельс исследовал социальные механизмы, порождающие элитарность общества, и пришел к выводу, что сама организация общества требует элитарности и закономерно воспроизводит ее. В обществе действует «железный закон олигархических тенденций». Его суть состоит в том, что развитие общества сопровождается формированием крупных организаций. Руководство такими организациями не может осуществляться всеми ее членами.
Для эффективного функционирования организациям (в том числе и политическим партиям) требуется создание системы иерархически организованного управления, которое приводит в конечном счете к концентрации власти в руках правящего ядра и аппарата. Происходит, таким образом, образование правящей элиты.
Правящая элита обладает преимуществами перед рядовыми членами: она в большей степени обладает навыками политической борьбы, имеет превосходство в знании и информации, осуществляет контроль над формальными средствами коммуникации. Рядовые члены организации недостаточно компетентны, информированы и зачастую пассивны.
Правящая элита постепенно выходит из-под контроля своих рядовых членов, отрывается от них и подчиняет политику собственным интересам, заботясь о сохранении своего привилегированного положения. В результате любой, даже демократической организацией, реально правит олигархическая группа, члены которой не уступают свою власть массам, передавая ее другим лидерам.
Во всех партиях независимо от их типа «демократия ведет к олигархизации». Это закономерность развития политической организации. Олигархизация означает, что власть в организации концентрируется в руках руководящего аппарата, происходит снижение роли рядовых членов организации в принятии решений.
Увеличивается разница между интересами и идейной позицией руководителей и членов партий с преобладанием интересов руководящего звена. По существу, Михельс сформулировал одну из первых концепций бюрократизации правящей элиты.
Классические теории элит послужили основой для формирования современных концепций элитаризма. Во второй половине ХХ века сложились различные подходы к изучению проблемы элитарности общества, ведущими среди которых являются макиавеллистский, ценностный, структурнофункциональный и либеральный.
Макиавеллистский подход
Основы макиавеллистского подхода заложены в работах Моска и Парето. Для представителей данного подхода (Дж. Бернхэм) характерно представление об элите как о властвующем привилегированном меньшинстве, обладающем выдающимися качествами и способностями к управлению во всех сферах жизни общества и в первую очередь в политике и экономике.
Главной функцией элиты признается ее управленческая, административная функция, определяющая ее руководящее, господствующее положение в обществе по отношению к пассивному, нетворческому большинству населения. Формирование и смена элит происходит в ходе борьбы за власть. При этом внимание на нравственных качествах представителей элиты и моральных аспектах ее борьбы за власть не акцентируется.
Ценностный подход
В ценностном подходе (Ортега-и-Гассет, Н. Бердяев) элита рассматривается не только как организованное управляющее меньшинство, но и как наиболее ценный элемент социальной системы, обладающий высокими способностями и показателями в важнейших сферах государственной деятельности, заботящийся в первую очередь об общем благе.
Элита — это наиболее творческая и продуктивная часть общества, обладающая высокими интеллектуальными и нравственными качествами. Взаимоотношения между элитой и массой приобретают характер управления, базирующегося на заслуженном авторитете власть имущих. Формирование элиты происходит вследствие естественного отбора обществом наиболее ценных представителей.
Структурно-функциональный подход
Для структурно-функционального подхода (Г. Лассуэлл, С. Липсет) типично выделение в качестве главного признака элиты ее социального статуса в системе властных структур. В состав элиты входят индивиды, обладающие высоким социальным положением в обществе, занимающие ключевые командные позиции в важнейших институтах и организациях общества (экономических, политических, военных), осуществляющие наиболее важные управленческие функции в обществе, оказывающие определяющее влияние на выработку и принятие важнейших для общества решений.
Г. Лассуэлл, в частности, считал, что основную роль в разработке и принятии политических решений играет интеллектуальное знание. Поэтому к политической элите он относил тех, кто обладает этим знанием и имеет наибольший престиж и статус в обществе.
Либеральный подход к формированию элиты
Либеральный подход к элитарности общества (Й. Шумпетер, Ч. Миллс) отличает демократичность и отрицание ряда жестких установок классических теорий элит. Демократия трактуется в данном подходе как конкуренция между потенциальными руководителями за доверие избирателей. Таким образом, демократия не означает отсутствие страты элиты, она характеризуется новым способом рекрутирования и новым самосознанием элиты.
Элита рассматривается как властвующее меньшинство, занимающее в государственных и экономических институтах общества стратегические позиции и оказывающее значительное влияние на жизнь большинства людей.
Изучите элиты и власть с помощью курсов «Элитология: наука об элитах» и «Кратология: наука о власти»:
Элитология: наука об элитах: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курсwww.elitarium.ru
Теория циркуляции элит по Вильфредо Парето
На основе изучения истории Европы, Вильфредо Парето сформулировал теорию циркуляции элит: постепенно элита, которой принадлежит власть, деградирует – ей на смену приходит новая контр-элита … Через некоторое время цикл повторяется. Деление на способную к управлению «элиту» и «контр-элиту» Вильфредо Парето считал «… существенной чертой всех человеческих обществ, а «круговорот» элит, то есть их стабилизацию и последующую деградацию, — движущей силой общественного развития, лежащей в основе всех исторических событий. Вера в прогресс или эволюцию бессмысленна, ибо человеческое общество обречено на циклическое движение властных структур: от правления «львов» к правлению «лис» и обратно.
В понимании Парето политикой и экономикой руководят две основные группы лидеров: «лисы», способные на эксперимент и открытия, но лишенные преданности принципам, которые гарантируют стабильность социальной жизни, а также «львы», (в указанном смысле ранее термины «львы» и «лисы» ранее использовал Никколо Макиавелли – Прим. И.Л. Викентьева) которые представляют консервативные силы, но имеют также глубокое чувство преданности ценностям семьи и нации. «Львы» отстаивают классовую солидарность, патриотизм и религиозные ценности. При этом они в отличие от склонных к постоянным интригам «лис» не боятся использовать силу, если это необходимо. Парето считал, что он живет во времена «лис» (имея в виду Италию и Францию). Политическая и экономическая сцена заполнена политически недобросовестными юристами и интеллектуалами-софистами, манипулирующими сознанием людей. Если это состояние оставить бесконтрольным, то социальное равновесие будет фундаментально подорвано. Однако он видел в истории доказательства тому, что всегда в подобной ситуации люди консервативных «львиных» качеств начинают набирать силу и отодвигают господство «лис». Они создают уверенность в том, что социальная стабильность установится, а вера, патриотизм и национальная гордость вновь заявят о себе». Васильева Н., Вильфредо Парето: провозвестник львов, в Сб.: Восстание масс, СПб, «Мидгард», 2005 г., с. 25-26.
Вот что писал о циркуляции элит сам Вильфредо Парето: «… феномен новых элит, которые в ходе непрерывной циркуляции, возникая в низших стратах общества, поднимаются в его высшие страты, там захватывают себе пространство и впоследствии приходят в упадок, вымываются и исчезают, представляет собой один из самых важных исторических фактов, и его необходимо принять во внимание, чтобы понять крупные социальные движения. Очень часто существование этого объективного феномена бывает завуалировано воздействием на нас страстей и предрассудков, и то, как мы его воспринимаем, существенно отличается от того, каков он в реальности. Циркуляция, которая возносит элиты, рождающиеся в низших стратах, к вершине, а также низвергает и приводит к исчезновению властвующие элиты, в основном бывает скрыта за множеством фактов. Прежде всего, это связано с тем, что данный процесс развивается, как правило, достаточно медленно, и потому, только изучая историю за длительный период времени, к примеру, в несколько веков, можно постичь общий характер и основные линии такого движения. Современный наблюдатель, охватывающий взглядом лишь короткий период времени, не видит ничего кроме случайных обстоятельств. Он видит соперничество каст, гнет тиранов, народные бунты, либеральные требования; он замечает аристократии, теократии, охлократии, однако общий феномен, по отношению к которому все перечисленное оказывается лишь частными деталями, зачастую полностью ускользает от него. Среди иллюзий, возникающих при этом, есть те, которые встречаются особенно часто и потому заслуживают быть отмеченными. Чтобы влияние эмоций, от которых не так-то легко освободиться, когда рассматриваются конкретные случаи, не могло затемнить наши рассуждения, мы будем рассуждать абстрактно. Пусть А — это элита, находящаяся у власти; В — элита, пытающаяся оттеснить от власти элиту А, чтобы самой занять её место; С — остальная часть населения, включающая неадаптированных людей, тех, кому недостает энергии, характера, ума, одним словом — людей, оставшихся вне элиты. А и В главенствуют и стремятся заручиться поддержкой своих сторонников от С, используемых ими как орудие. Одни С были бы беспомощны, как армия без командиров; они приобретают значимость и вес только тогда, когда их возглавляют А или В. Очень часто и даже почти всегда именно В оказываются во главе их, в то время как А усыпляют себя надеждами на собственную безопасность и презирают С. Впрочем, именно В могут лучше прельстить и привлечь к себе С именно потому, что они не обладают властью и их обещания рассчитаны на более долгий срок. Однако А иногда мечтают опередить В, в надежде на то, что им удастся угодить С мнимыми уступками, не делая их слишком реальными. Если В постепенно занимают места, принадлежащие А, благодаря медленной инфильтрации, если социальная циркуляция не прерывается, то С лишаются лидеров, которые могли бы побудить их к бунту, и наблюдается период процветания. Но обычно А стремятся противодействовать этой инфильтрации, однако такое противодействие может оказаться неэффективным, порождая лишь недовольство и не давая ощутимого результата. Если такое противодействие эффективно, то В могут захватить власть только сразившись с А и обратившись к помощи С. Когда успех окажется на их стороне, В захватят власть и начнет формироваться новая элита D, которая по отношению к В сыграет ту же роль, которую прежде играла элита В по отношению к элите А; и т. д. Большинство историков не замечает этого движения. Они описывают данное явление так, будто оно всегда оказывается борьбой одной и той же аристократии или олигархии против народа, который также все время один и тот же. На самом же деле: 1) речь должна идти о борьбе одной аристократии с другой аристократией; 2) аристократия, пребывающая у власти, непрерывно изменяется, и места, занимаемые сегодня одними людьми, спустя некоторое время будут заняты их противниками. Когда элита В приходит к власти и сменяет элиту А, дошедшую до полного упадка, как правило, наступает период высшего процветания. Некоторые историки видят в этом исключительно заслугу «народа», т. е. С. В таком утверждении верно только одно — то, что низшие классы производят новые элиты. Что же касается самих низших классов, то они не способны управлять, и охлократия не приводила никогда ни к чему другому, кроме бедствий. Более глубоко по сравнению с теми, кто привык смотреть на вещи издалека, заблуждаются люди, вовлечённые в движение и принимающие в нем активное участие. Многие индивиды, входящие в В, искренне верят, что добиваются выгоды не для себя и своего класса, но действуют на благо С и борются просто за то, что называют справедливостью, свободой, гуманностью. Эта иллюзия воздействует также и на представителей А. Среди них появляется немало людей, изменяющих своему классу, верящих, что они воюют за осуществление этих прекрасных принципов ради того, чтобы помочь бедным С, между тем как в действительности единственным результатом их усилий является помощь В в захвате власти, оборачивающейся затем новым игом для С, часто более тяжким, чем иго А. Тот, кто в конце концов понимает, каким окажется результат, порой обвиняет в лицемерии как В, так и А, твердивших, что их стремления направлены только к тому, чтобы оказать помощь С, но в целом он не прав, поскольку многих таких людей как из В, так и из А нельзя упрекнуть в неискренности. Симптомом, почти всегда предвещающим упадок аристократии, является распространение гуманистических настроений и болезненной чувствительности, отчего аристократия оказывается неспособной защитить свои позиции. Не следует путать насилие с силой. Насилию часто сопутствует слабость. Встречаются индивиды и классы, потерявшие могущество и способность удержаться у власти, становившиеся все более одиозными из-за творимого ими насилия, при котором они наносили удары вслепую, наобум. Сильный наносит удар только тогда, когда это совершенно необходимо, и уже ничто не останавливает его. Траян был сильным и не проявлял насилия; Калигула проявлял насилие, но не был сильным. Если у живого существа пропадают чувства, необходимые ему в данных обстоятельствах, чтобы выстоять в борьбе за жизнь, то это верный признак вырождения, поскольку атрофия этих чувств в более или менее недалеком будущем приводит к вымиранию вида. Живое существо, которое не желает ответить ударом на удар и боится пролить кровь своего врага, признаёт себя побеждённым и попадает во власть противника. Баран всегда мог встретиться с волком, готовым его съесть, и если теперь он избегает такой участи, то просто потому, что человек охраняет его, как пищу для себя самого. Всякий народ, который до такой степени боится пролить кровь, что оказывается неспособным себя защитить, рано или поздно становится жертвой какого-нибудь воинственного народа. На нашей планете нет, пожалуй, ни одного клочка земли, который бы не был когда-то завоеван мечом, и на котором народы-оккупанты не удерживались бы с помощью силы. Если бы негры оказались сильнее европейцев, то они поделили бы Европу, а не европейцы — Африку. «Право» народов, называющих себя «цивилизованными», завоевывать народы, которые они именуют «нецивилизованными», выглядит совершенно смехотворно, или, лучше сказать, это право есть не что иное как сила. Пока европейцы будут оставаться сильнее, чем китайцы, они будут навязывать им свою волю, но если бы китайцы стали сильнее, чем европейцы, то позиции переменились бы, и гуманистические декларации не смогли бы воспрепятствовать вторжению армий противника. […] Всякая элита, не готовая сражаться ради защиты своего положения, находится в полном упадке, и ей не остается ничего иного, кроме как уступить место другой элите, обладающей мужеством и твёрдостью, которых прежней недостаёт. И если такая элита верит, что провозглашенные ею гуманные принципы будут применяться к ней самой, то она просто впала в иллюзию. Победители прожужжат ей уши неумолимым vae victis (горе побежденным – Прим. И.Л. Викентьева). Когда в конце XVIII в. французские правящие классы занимались развитием своей «чувствительности», во мраке незаметно затачивался нож гильотины. Это праздное и легкомысленное общество, ведя в стране паразитическую жизнь, занималось на своих изысканных ужинах рассуждениями о необходимости освободить мир от «суеверия» и «раздавить гадину», не предполагая, что само будет раздавлено»./
Источник
isedworld.org
44. Теория элит в.Парето, г.Моска, р.Михельса. Теория элит г.Моски
Идеи политического элитизма, согласно которым функцию управления обществом должны выполнять избранные, лучшие из лучших, аристократы, появились еще в глубокой древности. Наиболее четко эти идеи прослеживаются
в работах Конфуция, Платона, Макиавелли, Карлейля, Ницше. Но серьезного социологического обоснования эти идеи
еще не получили. Как определенная система взглядов элитарные теории были сформулированы в конце XIX – началеХХ века в работах итальянских мыслителей Гаэтано Моска (1858-1941), Вильфреда Парето (1848-1923) и немецкого социолога Роберта Михельса (1878-1936). Г.Моска в работе «Правящий класс» утверждал, что во
всех обществах существуют два класса: класс управляющих (элита) и класс управляемых. Правящий класс является малочисленным, он монополизирует власть и осуществляет управленческие функции. Господство меньшинства предопределено тем, что это господство организованного меньшинства над инертным, неорганизованным большинством.
Правящий класс стремится упрочить свое господство, используя свои знания и опыт в сфере государственного управления, военную силу, священнический статус, распространяя и поддерживая в обществе ту идеологию, которая способствует легитимации его власти. Вхождение в состав правящего класса, по мнению Г.Моски, обусловлено следующими критериями: способностью к управлению другими людьми (организаторская способность), а также интеллектуальным, моральным и материальным превосходством.
Правящий класс постепенно обновляется. Существуют дветенденции в его развитии. Аристократическая тенденция проявляется в стремлении передать власть наследникам или
ближайшим соратникам, что постепенно приводит к вырождению элиты. Демократическая тенденция реализуется посредством включения в состав правящего класса лучших
представителей из класса управляемых, что предотвращает дегенерацию элиты. Оптимальное сочетание этих двух тенденций наиболее желательно для общества, т.к. позволит
обеспечить преемственность и стабильность в руководстве страной и качественное обновление правящего класса.
Теория «циркуляции элит» В.Парето
В.Парето, введший в политическую науку термин «элита», так же, как и Моска, считал, что все общества делятся на управляющих (элиту) и управляемых. В элите он выделял два главных типа, последовательно сменяющих друг
друга: элиту «львов» и элиту «лис». Для «львов» характерно использование силовых методов правления, консерватизм. «Лисы» предпочитают поддерживать свою власть
пропагандой, они мастера политико-финансовых комбинаций, обмана, хитрости, изворотливости. Правление «лис»эффективно, когда политическая система неустойчива, когда требуются новаторы, комбинаторы. Но «лисы» не способны применять насилие, когда оно необходимо. Тогда им на смену приходит элита «львов», которая готова действовать решительно. Постоянная смена одной элиты другой обусловлена социальной динамикой общества. Каждый тип элиты обладает определенным преимуществом, которое постепенно перестает соответствовать потребностям руководства обществом. Поэтому обеспечение равновесия социальной и политической системы требует постоянной замены одной элиты другой.
Парето выделял также правящую и неправящую элиты. Представители, входящие в состав потенциальной элиты (контрэлиты), наделены характерными для элиты качествами, но не обладают властью из-за своего социального статуса. Со временем правящая элита начинает вырождаться и неэффективно управлять обществом, тогда активизируется контрэлита, претендующая на власть. Но чтобы прийти к власти, ей необходима поддержка масс, которые
она побуждает к активным действиям и с помощью которых свергает правящую элиту. Очередная правящая элита со временем также утратит свои выдающиеся качества, придет в упадок и будет отстранена от власти новой контрэлитой. Через некоторое время процесс «циркуляции элит» повторится вновь и вновь. Парето считал, что постоянная смена и циркуляция элит позволяет понять историческое движение общества, которое предстает как история
постоянной смены аристократий: их возвышений, властвования, упадка и замены новым правящим привилегированным меньшинством. Поэтому революции, с точки зрения Парето, – лишь борьба элит, смена правящей и потенциальной элиты.
«Железный закон олигархичеких тенденций» Р.Михельса
Р.Михельс исследовал социальные механизмы, порождающие элитарность общества, и пришел к выводу, что сама организация общества требует элитарности и закономерно воспроизводит ее. В обществе действует «железный закон олигархических тенденций». Его суть состоит в том, что
развитие общества сопровождается формированием крупных организаций. Руководство такими организациями не может осуществляться всеми ее членами. Для эффективного функционирования организациям (в том числе и политическим партиям) требуется создание системы иерархически организованного управления, которое приводит в конечном счете к концентрации власти в руках правящего ядра и аппарата. Происходит, таким образом, образование правящей элиты. Правящая элита обладает преимуществами перед рядовыми членами: она в большей степени обладает навыками политической борьбы, имеет превосходство в знании и информации, осуществляет контроль над формальными средствами коммуникации. Рядовые члены организации недостаточно компетентны, информированы и зачастую пассивны.
Правящая элита постепенно выходит из-под контроля своих рядовых членов, отрывается от них и подчиняет политику собственным интересам, заботясь о сохранении своего привилегированного положения. В результате любой, даже демократической организацией, реально правит олигархическая группа, члены которой не уступают свою власть массам, передавая ее другим лидерам. Во всех партиях независимо от их типа «демократия ведет к олигархизации». Это
закономерность развития политической организации. Олигархизация означает, что власть в организации концентрируется в руках руководящего аппарата, происходит снижение роли рядовых членов организации в принятии решений.
Увеличивается разница между интересами и идейной позицией руководителей и членов партий с преобладанием интересов руководящего звена.
По существу, Михельс сформулировал одну из первых концепций бюрократизации правящей элиты.
Правящая и неправящая элиты
Согласно Парето, индивиды неравны между собой в физическом, интеллектуальном, нравственном отношениях. Поэтому и социальное неравенство представляется ему совершенно естественным, очевидным и реальным фактом.
Люди, которые обладают наиболее высокими показателями в той или иной области деятельности, составляют элиту. В каждой сфере деятельности существует своя элита.
Парето различает два вида элиты: правящую, т. е. принимающую участие в осуществлении политической власти, и неправящую. В целом социальная стратификация изображается в его теории в виде пирамиды, состоящей из двух слоев: ее вершину составляет немногочисленная элита («высший слой»), а остальную часть — основная масса населения («низший слой») . Элиты существуют во всех обществах, независимо от формы правления.
В качестве синонимов этого термина Парето использует термины «правящий класс», «господствующий класс», «аристократия», «высший слой», это просто объективно «лучшие» в определенной области деятельности: «Может быть аристократия святых или аристократия разбойников, аристократия ученых,
аристократия преступников и т.п.» [23, §103]. Проблема, однако, остается: как определить «лучших», наиболее компетентных и т.п.? Парето, по существу, игнорировал относительность «элитарных» качеств и их тесную связь с определенными социальными системами, каждая из которых вырабатывает свои специфические критерии оценки этих качеств.
Парето стремится к чисто описательной трактовке термина «элита», не внося в него оценочного элемента. Тем не менее ему не удалось избежать известной противоречивости в истолковании этого понятия. С одной стороны, он характеризует представителей элиты как наиболее способных и квалифицированных в определенном виде деятельности, как своего рода результат естественного отбора. С другой стороны, в «Трактате» встречаются утверждения, что люди могут носить «ярлык» элиты, не обладая соответствующими качествами. Очевидно, что вторая трактовка противоречит первой. По-видимому, в первом случае Парето имеет в виду общество с открытой классовой структурой и совершенной системой социальной мобильности, основанное на принципе «естественного отбора». В этом случае элитарные качества и элитарный статус должны совпасть, но подобная ситуация, разумеется, в истории встречается нечасто. И все-таки в целом у Парето доминирует представление о том, что элиты формируются из людей, действительно обладающих соответствующими качествами и достойных своего высшего положения в обществе.
Характерные черты представителей правящей элиты: высокая степень самообладания; умение улавливать и использовать для своих целей слабые места других людей; способность убеждать, опираясь на человеческие эмоции; способность применять силу, когда это необходимо. Последние две способности носят взаимоисключающий характер, и управление происходит либо посредством сипы, либо посредством убеждения. Если элита неспособна применить то или иное из этих качеств, она сходит со сцены и уступает место другой элите, способной убедить или применить силу. Отсюда тезис Парето: «История — это кладбище аристократий».
Как правило, между элитой и остальной массой населения постоянно происходит обмен: часть элиты перемещается в низший слой, а наиболее способная часть последнего пополняет состав элиты. Процесс обновления высшего слоя Парето называет циркуляцией элит. Благодаря циркуляции элита находится в состоянии постепенной и непрерывной трансформации.
Концепции элит Моски, Парето и Михельса объединяют следующие идеи:
1. Особые качества элиты, связанные с природными дарованиями и воспитанием и проявляющиеся в ее способности к управлению или хотя бы к борьбе за власть.
2. Групповая сплоченность элиты. Это сплоченность группы, объединяемой не только общностью профессионального статуса, социального положения и интересов, но и элитарным самосознанием, восприятием себя особым слоем, призванным руководить обществом.
3. Признание элитарности любого общества, его неизбежного разделения на привилегированное властвующее творческое меньшинство и пассивное, нетворческое большинство. Такое разделение закономерно вытекает из естественной природы человека и общества. Хотя персональный состав элиты изменяется, ее господствующие отношения к массам в своей основе неизменны. Так, например, в ходе истории сменялись вожди племен, монархи, бояре и дворяне, народные комиссары и партийные секретари, министры и президенты, но отношения господства и подчинения между ними и простым людом сохранялись всегда.
4. Формирование и смена элит в ходе борьбы за власть. Господствующее привилегированное положение стремятся занять многие люди, обладающие высокими психологическими и социальными качествами. Однако никто не хочет добровольно уступать им свои посты и положение. Поэтому скрытая или явная борьба за место под солнцем неизбежна.
5. Руководящая и господствующая роль элиты в обществе. Она выполняет необходимую для социальной системы функцию управления, хотя и не всегда эффективно. Стремясь сохранить и передать по наследству свое привилегированное положение, элита имеет тенденцию к вырождению, утрате своих выдающихся качеств.
studfiles.net
биография, основные идеи, основные труды. Теория элит Вильфредо Парето
Вильфредо Парето (годы жизни — 1848-1923) — известный социолог и экономист. Он является одним из основателей теории элит, согласно которой общество имеет пирамидальную форму. На вершине пирамиды находится элита, которая во многом определяет жизнь социума в целом. Но не только как создатель этой теории известен Вильфредо Парето. Биография его познакомит вас с жизненным путем и основными достижениями этого ученого.
Происхождение, детство
Родился Вильфредо в знатной семье, жившей в Париже. Отцом его был итальянский маркиз, высланный из Италии за республиканские и либеральные убеждения. Мать Парето по национальности француженка. Вильфредо, с детства свободно владевший обоими языками своих родителей, все-таки ощущал себя в большей степени итальянцем, нежели французом. В 1850 году семейству разрешили возвратиться в Италию, и именно с этой страной оказалась связана дальнейшая жизнь Вильфредо Парето (детство, юность и часть зрелого периода).
Образование
Парето получил как техническое, так и гуманитарное классическое среднее образование. Уже во время обучения он проявил интерес и склонность к математике. Затем Вильфредо продолжил свое обучение в Турине, в Политехническом университете, по окончании которого получил диплом инженера. Парето защитил в 1869 году диссертацию на тему принципов равновесия твердых тел. Понятие равновесия впоследствии будет одним из основных в его экономических и социологических работах.
Жизнь во Флоренции
Во Флоренции прошел следующий период жизни Вильфредо Парето. Его пригласили сюда для занятия должности инженера путей сообщения. Через некоторое время Парето стал управляющим металлургических заводов, расположенных по всей Италии. К этому времени относятся его выступления против проводимой итальянским правительством милитаристской политики. Парето высказывает либеральные и демократические взгляды.
События в личной жизни
В 1889 году Вильфредо женился на русской по происхождению девушке Александре Бакуниной. Однако жена оставила его в 1901 году и вернулась в Россию. Через год после этого он связал свою жизнь с Жанной Режи, которой посвятил главный свой труд, написанный в 1912 году («Трактат по общей социологии»). Он был издан во Флоренции в 1916 году.
Знакомство с работами итальянских экономистов, перелом в убеждениях
Парето в 1891 году познакомился с работами двух виднейших итальянских экономистов, Л. Вальраса и М. Панталеони. Теория экономического равновесия, развиваемая ими, оказала большое влияние на мировоззрение Вильфредо и впоследствии легла в основу его собственной социологической системы. К началу 90-х годов 19 века относится перелом в убеждениях Парето. Ученый стал на позиции антидемократизма и консерватизма. В период с 1892 по 1894 год Парето опубликовал ряд своих материалов по экономической теории.
Жизнь в Швейцарии
В 1893 году начинается новый период в жизни итальянского ученого. В это время он переехал в Швейцарию, где стал профессором политэкономии, а также руководителем кафедры в местном Лозаннском университете. Парето сменил на этом посту Л. Вальраса, весьма известного экономиста. Вильфредо учился на его работах и именно по его приглашению приехал в Лозанну. В это время Парето много занимался наукой и опубликовал ряд своих сочинений. В Швейцарии появился его «Курс политэкономии» (1896-1897), написанный на французском языке. Вместе с преподаванием политэкономии Парето в 1897 году начал читать в Лозаннском университете и курс социологии. А через год он получил колоссальное состояние в наследство от дяди. В 1901 году Парето приобрел виллу «Ангора», находящуюся в Селиньи, на берегу Женевского озера. Она стала его любимым местом отдыха и работы. В Париже в 1902 году была издана книга Парето «Социалистические системы» (на фото ниже).
А в Милане в 1907 году опубликовал «Учебник политической экономии» Вильфредо Парето. Основные труды его получили большую известность, однако самый главный труд его был еще впереди.
«Трактат по общей социологии»
Вильфредо пришлось прервать в 1907 году преподавательскую деятельность из-за болезни сердца. Через некоторое время, почувствовав улучшение здоровья, он принялся за работу над «Трактатом по общей социологии». Этот труд Вильфредо писал 5 лет, с 1907 по 1912 год. В 1916 году состоялась первая его публикация на итальянском языке, а через 3 года «Трактат» был напечатан на французском. Вильфредо Парето с этого времени и до конца своих дней занимался исследованиями лишь в области социологии. В Лозанском университете в 1918 году был торжественно отмечен его 70-летний юбилей.
Последние годы жизни
Итальянский социолог в начале 1920 годов опубликовал несколько интересных и важных работ. В 1921 году в Милане была издана «Трансформация демократии», в которой изложены в обобщенном виде все основные идеи этого ученого. Социолог в нескольких своих трудах сочувствовал итальянскому фашизму, которому он выражал идеологическую поддержку. Именно в это время, в 1922 году, Б. Муссолини (на фото выше) пришел к власти в Италии. Новое правительство чествовало Парето, многие члены его, включая и самого дуче, считали себя учениками Вильфредо. Парето в 1923 году стал сенатором Итальянского королевства. Тогда же он умер в Селиньи и был похоронен здесь.
Причины обращения к социологии
Как было сказано выше, Парето довольно поздно обратился к социологии, будучи уже известным специалистом в сфере политэкономии. С чем же это было связано? Вероятно, с тем, что Вильфредо перестала устраивать концепция «экономического человека», которая была рационалистической и в рамках которой ученый работал долгое время, изучая монополистический рынок, а также распределение в обществе доходов и некоторые другие экономические проблемы. Еще в созданных в конце 19 — начале 20 века работах заметен интерес автора к новой модели человека. В полной мере этот интерес был реализован в «Трактате по общей социологии» — объемной работе (около 2000 страниц текста).
Отказ от рационалистической модели
Парето не случайно решил отказаться от господствовавшей в то время рационалистической модели человека, хотя сам он многие годы был ее сторонником. В соответствии с данной моделью индивид сперва обдумывает действия, сообразуясь с целями, стоящими перед ним, а потом совершает поступки, приводящие к их достижению. Согласно концепции Парето, все происходит на самом деле наоборот. Сначала человек совершает под влиянием интересов и чувств определенные действия, а уже потом объясняет их, стремясь к обоснованности и правдоподобности интерпретаций. На этом, собственно говоря, и основана одна из главных концепций Вильфредо — теория нелогического действия.
Однако ученый не переходит на иррационалистические трактовки человеческих действий. Напротив, он пытается усилить рационализм, превратив его в «ультрарационализм», когда в дискурс включается не только логика, но и наблюдения и эксперимент для разоблачения иллюзий, которые используют люди для обмана самих себя и других, пытаясь скрыть действительные мотивы собственных поступков и действий.
Перейдем к рассмотрению теории, благодаря которой многим знакомо имя такого ученого, как Вильфредо Парето.
Теория элит
Парето является создателем теории элит. Он говорил об их постоянной смене. Историю итальянский исследователь называл кладбищем элит, привилегированных меньшинств, сражающихся за власть, приходящих к ней, пользующихся властью и сменяемых другими меньшинствами. Вильфредо отмечал, что для элит характерна тенденция к упадку. В свою очередь, «неэлиты» способны создать им достойных преемников. Это важно, поскольку зачастую дети не обладают выдающимися качествами своих родителей. Необходимость циркуляции и постоянной смены элит объясняется тем, что стоящие у власти теряют энергию, которая помогла им завоевать себе место под солнцем.
Элементы
Общество стремится к социальному равновесию, которое обеспечивается взаимодействием различных сил. Парето называл эти силы элементами. Вильфредо выделял 4 основных элемента: интеллектуальные, социальные, экономические и политические.
Психологическое неравенство людей
Теория Вильфредо Парето особое внимание уделяет мотивам поступков человека, поэтому политика для итальянского ученого в значительной мере является функцией психологии. Используя в анализе политики и общества психологический подход, Вильфредо объяснял психологическим неравенством людей многообразие социальных институтов. Он отмечал, что общество неоднородно, а индивиды различаются морально, физически и интеллектуально. Можно считать, что Вильфредо элиту определял по врожденным психологическим свойствам. Им даже была создана балловая система оценок, по которой выявлялись способности человека в той или иной сфере деятельности.
Благодаря чему элита удерживается у власти?
Элита в концепции Парето делится на 2 части: «неправящую» и «правящую». Последняя участвует в управлении, а первая далека от принятия властных решений. Малочисленный класс у власти удерживается частично своей силой, а частично из-за поддержки подчиненного класса. При этом, как отмечал Вильфредо Парето, теория элит которого подробно обоснована, «ресурс согласия» основан в первую очередь на умении находящихся у власти убедить в собственной правоте остальных. Вероятность согласия, как считал он, зависит от способности манипулировать эмоциями и чувствами толпы. Однако умение убеждать не всегда помогает удерживать власть, а значит, элита должна быть готова действовать и силой.
Два типа элиты
В теории элиты Парето выделяются 2 ее типа: «лисы» и «львы». Если политическая система стабильна, преобладают «львы». Неустойчивая система требует комбинаторов, новаторов, энергичных деятелей, поэтому появляются «лисы». Смена одной элиты другой является результатом того, что каждый из данных типов элит обладает своими преимуществами. Однако они перестают с течением времени удовлетворять потребностям руководства массами. Сохранение равновесия системы поэтому требует постоянной смены элит, по мере того как перед ними возникают повторяющиеся ситуации.
Закон Вильфредо Парето
Это еще одно интересное открытие Вильфредо. Иначе его называют принципом 20/80, или принципом Парето. Это эмпирическое правило, согласно которому 20% усилий дают нам 80 % результата, а оставшиеся 80 % — лишь 20 %. Правило Вильфредо Парето может применяться как базовая установка при проведении анализа факторов эффективности той или иной деятельности, целью которого является оптимизация результатов. Согласно кривой Парето, выбрав правильно минимум наиболее важных действий, мы получаем значительную часть от полного результата. Дальнейшие улучшения при этом неэффективны и могут являться неоправданными.
Цифры, приводимые в законе, конечно, нельзя считать абсолютно точными. Это, скорее, мнемоническое правило. Выбор чисел 80 и 20 — дань заслугам Вильфредо, который выявил структуру распределения доходов домохозяйств Италии. Он заметил, что 80 % доходов сосредоточено у 20 % семей.
Конечно, мы рассказали лишь в общих чертах о вкладе в науку, который внес Вильфредо Парето. Социология благодаря его работам стала активно развиваться. Внимание многих ученых было обращено к ней. Вильфредо Парето, основные идеи которого актуальны и сегодня, является одним из самых известных социологов и экономистов 19-20 вв.
fb.ru
ТОП 10: |
Политическая элита – это устойчивая, привилегированная и господствующая социальная общность, обладающая рычагами реальной власти и основанная на глубоких внутренних связях входящих в нее политиков, которые объединены между собой общими интересами. Теория элит Вильфредо Парето Вильфредо Парето (1848-1923) – итальянский экономист, социолог и политолог, создатель теории циркуляции элит, одним из первых применивший формальные методы для анализа экономических и социальных процессов. Самое крупное сочинение В. Парето, в котором представлены его социологические теории, – «Трактат по общей социологии». Согласно этому трактату, индивиды неравны между собой в физическом, интеллектуальном, нравственном отношениях. Поэтому и социальное неравенство представляется Парето совершенно естественным, очевидным и реальным фактом. Люди, которые обладают наиболее высокими показателями в той или иной области деятельности, составляют элиту. В каждой сфере деятельности существует своя элита. В качестве синонимов этого термина Парето использует термины «правящий класс», «господствующий класс», «аристократия», «высший слой», это просто объективно «лучшие» в определенной области деятельности: «Может быть, как аристократия святых или аристократия разбойников, так и аристократия ученых или аристократия преступников». В целом социальная структура общества изображается в его теории в виде пирамиды, состоящей из двух слоев: ее вершину составляет немногочисленная элита («высший слой»), а остальную часть – основная масса населения («низший слой»). Парето, как и Моска, считал, что все общества делятся на управляющих (элиту) и управляемых. В элите он выделял два главных типа, последовательно сменяющих друг друга: элиту «львов» и элиту «лис». Для «львов» характерно использование силовых методов правления, консерватизм. «Лисы» предпочитают поддерживать свою власть пропагандой, они мастера политико-финансовых комбинаций, обмана, хитрости, изворотливости. Правление «лис» эффективно, когда политическая система неустойчива, когда требуются новаторы, комбинаторы. Но «лисы» не способны применять насилие, когда оно необходимо. Тогда им на смену приходит элита «львов», которая готова действовать решительно. Постоянная смена одной элиты другой обусловлена социальной динамикой общества. Каждый тип элиты обладает определенным преимуществом, которое постепенно перестает соответствовать потребностям руководства обществом. Поэтому обеспечение равновесия социальной и политической системы требует постоянной замены одной элиты другой. Парето выделял также правящую элиту и неправящую элиты. Представители, входящие в состав потенциальной элиты (контрэлиты), наделены характерными для элиты качествами, но не обладают властью из-за своего социального статуса. Со временем правящая элита начинает вырождаться и неэффективно управлять обществом, тогда активизируется контрэлита, претендующая на власть. Но чтобы прийти к власти, ей необходима поддержка масс, которые она побуждает к активным действиям и с помощью которых свергает правящую элиту. Очередная правящая элита со временем также утратит свои выдающиеся качества, придет в упадок и будет отстранена от власти новой контрэлитой. Через некоторое время процесс «циркуляции элит» повторится вновь и вновь. Циркуляция элит необходима для поддержания социального равновесия. Как же она происходит, спросите вы. Отвечаю. Между элитой и остальной массой населения постоянно происходит обмен: часть элиты перемещается в низший слой, а наиболее способная часть последнего пополняет состав элиты. Если элита оказывается закрытой, т. е. циркуляция не происходит или происходит слишком медленно, это приводит к деградации элиты и ее упадку. В то же время в низшем слое растет число индивидов, обладающих необходимыми для управления чертами и способных применить насилие для захвата власти. Но и эта новая элита утрачивает способность к управлению, если она не обновляется за счет представителей низшего слоя. Согласно теории Парето, политические революции происходят вследствие того, что либо из-за замедления циркуляции элиты, либо по другой причине элементы низкого качества накапливаются в высших слоях. Революция выступает как своего рода дополнение циркуляции элит. В известном смысле сущность революции и состоит в резкой и насильственной смене состава правящей элиты.
Теория элит Гаэтано Моски Гаэтано Моска (1854-1941) – итальянский правовед, социолог и политолог, создатель оригинальной теории элитизма; государственный деятель либерального толка. Теория элит изложена в работах: «Правящий класс»; «Основы политической науки»; «История политических доктрин». В 1896 г. вышла его книга «Элементы политической науки», а в 1923 г. – её дополненное издание. В 1939 г. эта книга была переведена на английский язык и издана под названием «Правящий класс». Понятию «элита» Моска предпочитал термины «правящий класс» и «политический класс», употребляя их как синонимы. Впоследствии он вынужден был внести коррективы, отметив, что политический класс является как бы базой для правящего класса. Моска писал: «Во всех обществах, начиная с самых среднеразвитых и едва достигших зачатков цивилизации и кончая просвещенными и мощными обществами, существуют два класса лиц: класс управляющих и класс управляемых. Первый, всегда относительно малочисленный, осуществляет все политические функции, монополизирует власть и пользуется присущими ему преимуществами, в то время как второй, более многочисленный, управляется и регулируется первым классом и поставляет ему материальные средства поддержки, необходимые для жизнеспособности политического организма». Моска считал, что важнейшим критерием вхождения в «элиту» является способность к управлению другими людьми, т.е. организаторская способность, а также выделяющее элиту из остальной части общества материальное, моральное и интеллектуальное превосходство. Отмечая сплоченность группы управляющих и ее господствующее положение в обществе, Моска называл ее политическим классом. Этот класс подвержен постепенным изменениям. Существуют две тенденции в его развитии: аристократическая и демократическая. Первая из них проявляется в стремлении политического класса стать наследственным если не юридически, то фактически. Преобладание аристократической тенденции приводит к «закрытию и кристаллизации» класса, к его вырождению и, как следствие, к общественному застою. Это, в конечном счете, влечет за собой активизацию борьбы новых социальных сил за занятие господствующих позиций в обществе. Вторая, демократическая тенденция выражается в обновлении политического класса за счет наиболее способных к управлению и активных низших слоев. Такое обновление предотвращает дегенерацию элиты, делает ее способной к эффективному руководству обществом. Равновесие между аристократической и демократической тенденциями наиболее желательно для общества, ибо оно обеспечивает как преемственность и стабильность в руководстве страной, так и его качественное обновление. Концепция политического класса Моски, оказав большое влияние на последующее развитие элитарных теорий, подвергалась критике за некоторую абсолютизацию политического фактора (принадлежности к управленческому слою) в социальном структурировании общества, за недооценку роли экономики. Применительно к современному плюралистическому обществу такой подход во многом неправомерен. Однако теория политического класса нашла неожиданное подтверждение в тоталитарных государствах. Здесь политика приобрела главенствующее положение над экономикой и всеми другими сферами общества, и в лице номенклатурной бюрократии сформировался прообраз «политического класса», описанного Моской. В тоталитарных государствах вхождение в политическую номенклатуру, приобщение к власти и управлению стали первопричиной экономического и социального господства «класса управляющих».
Теория элит Роберта Михельса Роберт Михельс (1878-1936) – немецкий социолог и политолог, один из разработчиков теории элит, автор «железного закона олигархии». В своем главном труде «Социология политической партии в условиях демократии» (1911) Михельс приходит к выводу, что олигархия – неизбежная форма жизни крупных социальных структур. Известность Михельса связана, прежде всего, со сформулированным им «железным законом олигархических тенденций»: демократия, дабы сохранить себя и достичь стабильности, вынуждена создавать организацию, а это связано с выделением элиты – активного меньшинства, которому масса должна довериться, так как не может осуществлять свой прямой контроль над этим меньшинством. Поэтому демократия неизбежно превращается в олигархию. Демократия не может существовать без организации, управленческого аппарата, элиты, а это ведет к закреплению постов и привилегий, к отрыву от масс, к несменяемости лидеров, к вождизму. Функционеры даже левых партий, особенно избранные членами парламентов, меняют свой социальный статус, превращаются в правящую элиту. Харизматических лидеров, поднимающих массы к активной политической деятельности, сменяют бюрократы, а революционеров и энтузиастов – консерваторы и конформисты. Правящая элита обладает преимуществами перед рядовыми членами: она в большей степени обладает навыками политической борьбы, имеет превосходство в знании и информации, осуществляет контроль над формальными средствами коммуникации. Рядовые члены организации недостаточно компетентны, информированы и зачастую пассивны. Правящая элита постепенно выходит из-под контроля своих рядовых членов, отрывается от них и подчиняет политику собственным интересам, заботясь о сохранении своего привилегированного положения. В результате любой, даже демократической организацией, реально правит олигархическая группа, члены которой не уступают свою власть массам, передавая ее другим лидерам. Во всех партиях независимо от их типа «демократия ведет к олигархизации». Это закономерность развития политической организации. Олигархизация означает, что власть в организации концентрируется в руках руководящего аппарата, происходит снижение роли рядовых членов организации в принятии решений. Также Михельс исследовал социальные механизмы, порождающие элитарность общества. Он особо выделяет организаторские способности, а также организационные структуры общества, стимулирующие элитарность и возвышающие управляющий слой. Он сделал вывод, что сама организация общества требует элитарности и закономерно воспроизводит ее. Увеличивается разница между интересами и идейной позицией руководителей и членов партий с преобладанием интересов руководящего звена. По существу, Михельс сформулировал одну из первых концепций бюрократизации правящей элиты. Из действия «закона олигархических тенденций» Михельс делал пессимистические выводы относительно возможностей демократии вообще и демократизма социал-демократических партий в частности. Демократию же он фактически отождествлял с непосредственным участием масс в управлении.
53. Сущность, структура и свойства политической элиты. В рамках социальной парадигмы, суть которой состоит в том, что политическая жизнь общества понимается как следствие внешних по отношению к ней явлений (господствующей формы собственности, складывающихся на этой основе социальных классов и групп, их роли в политических процессах), деление элиты на типы возможно с точки зрения того, какой род деятельности ею осуществляется. В зависимости от этого элита подразделяется на политическую, экономическую, военную, бюрократическую или культурно-информационную. Кроме того, возможно выделение типов элит с точки зрения степени их социальной представительности, т.е. того, насколько полно (неполно) в составе правящей элиты представлены разные социальные слои. В рамках рационально-критической парадигмы, которая рассматривает политику как явление, развивающееся по своим внутренним законам вне зависимости от внешних факторов (форм собственности, классового деления общества и др.), элита анализируется как самостоятельная категория. Различаются типы элит в зависимости от способа их формирования, места в политической системе, складывающихся внутриэлитных отношений. Согласуя накопленный̆ теоретический потенциал элитизма с практическим опытом развития сложноорганизованных обществ, можно сказать, что политическая элита представляет собой социальную группу, которая, прежде всего, выполняет специализированные функции в сфере управления государством и обществом. Политическая элита – это группа лиц, профессионально занимающаяся деятельностью в сфере власти и управления государством (партиями, другими политическими институтами). На государственном уровне она концентрирует в своих руках высшие властные и управленческие прерогативы в обществе, предопределяя за счет этого пути и формы его политического развития. В этом смысле у большинства населения власть, понимаемая как процесс реального управления и распоряжения общественными ресурсами, по сути дела отсутствует. Политическая элита – это лишь определенная часть более широких элитарных слоев общества в целом, в которые входят наиболее видные и авторитетные представители экономических кругов, гуманитарной и технической интеллигенции, других профессиональных образований. Большинство ученых сходится на том, что те немногие люди, которые принадлежат к политически властвующему кругу, не являются типичными представителями общества, формируясь по преимуществу из представителей высших социально- экономических слоев. Практика не подтвердила тезис о том, что деятельность элит непосредственно определяется интересами населения. Эти круги вообще слабо подвержены влиянию со стороны основной части населения, строя свою деятельность согласно правилам и нормам по преимуществу внутриэлитарного характера. Поэтому государственную политику образуют скорее не требования масс, а интересы господствующих элитарных слоев (впрочем, не отрывающиеся абсолютно от потребностей широких социальных слоев). Перемены в политическом курсе в основном осуществляются изнутри этой управляющей подистемы общества. Таким образом, в любом обществе могут складываться серьезные противоречия между составом и интересами элитарных и неэлитарных групп. Пополнение или изменение состава политической элиты зависит не толь- ко от позиции населения или конкретной ситуации, при которой представители широких социальных слоев начинают принимать определенное участие в принятии решений, но в значительной степени и от позиции самих элитарных группировок Пополнение или изменение состава политической элиты зависит не толь- ко от позиции населения или конкретной ситуации, при которой представители широких социальных слоев начинают принимать определенное участие в принятии решений, но в значительной степени и от позиции самих элитарных группировок. В этом смысле элита является скорее саморегулирующейся общностью, которая избирательно допускает в свою среду представителей массы. Представители как правящих, так и оппозиционных элит, как правило, едины в своих представлениях относительно властных предпочтений. И их скорее объединяют, чем разъединяют основополагающие подходы к действительности и социально-экономическим ценностям. В то же время расхождения корпоративных интересов и амбиции отдельных лиц неизбежно порождают внутригруппо- вую конкуренцию, от степени и форм проявления которой непосредственно за- висит стабильность политических отношений в обществе. Поэтому стабильность политических порядков обусловливается постепенностью внутриэлитарных изменений и установлением сбалансированных внутригрупповых отношений.
В зависимости от условий деятельности правящих кругов во власти фор- мируются различные типы политических элит, обладающие большей или меньшей закрытостью или открытостью, наличием гегемонистских или демократических, автократических или олигархических черт, той или иной степенью внутригрупповой солидарности или конфронтационности (Э. Гидденс) и т.д. При этом в рамках отдельных политических систем могут действовать уникальные элитарные образования, например, такие, как «номенклатура» в бывшем СССР.
Учитывая сказанное, политическую элиту можно определить как группу лиц, подготовленных для выражения социальных интересов той или иной общности, приспособленных для продуцирования определенных политических ценностей и целей и контролирующих процесс принятия решений. В этом смысле политическая элита представляет собой результат институциализации политического влияния различных социальных групп, структурирующей всю политическую жизнь общества по вертикали.
|
infopedia.su
теория элит. Социология Вильфредо Парето. Биография, труды, основные идеи ученого :: SYL.ru
Вильфредо Парето – известный итальянский социолог и экономист, один из основателей теории элит. По этой теории, общество представляет собой пирамидальную структуру. Но Парето известен не только как создатель данной теории. Сегодня мы с вами познакомимся с его биографией, достижениями и мировоззрением подробнее.
Детство
Вильфредо родился 15 июля 1848 года в знатной семье, проживавшей во Франции. Его отец был итальянским маркизом, которого выслали из страны за либеральные и республиканские взгляды. Мать Парето была француженкой. С детства парень одинаково хорошо говорил на итальянском и французском языках. В 1850-м семье разрешили вернуться в Италию.
Образование
Вильфредо Парето получил как классическое гуманитарное среднее образование, так и техническое образование. Практически с первых лет обучения он начал проявлять склонность и, что немаловажно, интерес к математике. После школы Вильфредо продолжил обучение в Политехническом институте Турина, где получил диплом инженера. В 1869 году, Парето защитил диссертацию на тему «Принципы равновесия твердых тел». Такое понятие, как «равновесие», еще не раз отзовется в его социологических и экономических работах.
Флоренция
Последующий период жизни Парето прошел во Флоренции. Сюда его позвали на должность инженера путей сообщения. Через некоторый промежуток времени, Вильфредо уже управлял сетью металлургических заводов. В этот период стали проявляться его либеральные и демократические взгляды, а также протест касательно милитаристской политики, проводимой итальянским правительством.
Личная жизнь
В 1889 году Парето взял в жены Александру Бакунину. Девушка была по происхождению русской. В 1901 году жена оставила Вильфредо и уехала на родину. Спустя год после расставания с первой супругой Парето познакомился с Жанной Режи, с которой в итоге связал свою жизнь. Именно этой девушке он позже посвятит труд под названием «Трактат по общей социологии», который был издан в 1916 году во Флоренции.
Перелом в убеждениях
В 1891 году Вильфредо Парето познакомился с трудами Вальраса и Панталеони – двух виднейших на тот момент итальянских экономистов. Они развивали в своих работах теорию экономического равновесия, которая отразилась на становлении социологической системы Парето. Приблизительно в это время произошел перелом в убеждениях Вильфредо. Он стал приверженцем консерватизма и антидемократизма. С 1892 по 1894 был опубликован ряд материалов Парето по экономической теории.
Швейцария
В 1893 году итальянский ученый переезжает в Швейцарию, где начинается новый период его жизни. Здесь он становится профессором политэкономии и возглавляет кафедру в Лозаннском университете. На этом посту Парето меняет довольно известного экономиста Л. Вальраса, на работах которого он сам учился. Именно Вальрас предложил Парето эту должность. На тот момент, Вильфредо много времени уделял науке и опубликовал несколько своих сочинений. В университете он преподавал свой личный курс политэкономии, написанный в 1896-1897 годах. В 1897 году Парето стал также читать лекции по социологии.
Через год ученый получил от своего дяди колоссальное наследство, которое позволило ему приобрести виллу в Селиньи, прямо на берегу Женевского озера. Позже она станет любимым местом отдыха и работы ученного. В 1902 году, в Париже была опубликована книга Вильфредо Парето, которая получила название «Социологические системы». А через пять лет в Милане на свет вышел «Учебник политической экономии». Эти труды принесли герою нашего рассказа большую популярность, но главная его работа еще впереди.
Трактат по социологии
В 1907 году из-за проблем с сердцем ученому пришлось оставить преподавательскую деятельность. Когда, через некоторое время, его состояние улучшилось, Парето принялся за написание книги «Трактат по общей социологии». На написание этой книги у мужчины ушло 5 лет. В 1916 году труд был опубликован на итальянском языке. Через три года, он стал доступен также на французском языке. С этого времени и до конца своих дней Вильфредо Парето занимался исключительно социологическими исследованиями. В 1918 году в Лозанском университете торжественно отпраздновали 70-летие ученого.
Последние годы
В начале 1920-х итальянский социолог опубликовал несколько важнейших работ. В 1921 году вышла книга Парето Вильфредо «Трансформация демократии». В ней ученый в обобщенном виде раскрыл все свои основные идеи. В нескольких своих трудах, Парето выказывал сочувствие итальянскому фашизму, приверженцем идеологии которого являлся. Именно в эти годы, к власти в Италии пришел Б. Муссолини. Новое правительство уважало Парето, а некоторые его члены даже считали себя учениками социолога. В результате в 1923 году Вильфредо стал сенатором Итальянского королевства. Вскоре он умер и был похоронен в Селиньи.
Обращение к социологии
Как уже было сказано, ученый довольно поздно решил, что главным вектором в его жизни должна стать социология. К этому времени он был уже выдающимся специалистом в области политэкономии. С чем же связана смена приоритетов? Видимо, причина была в том, что рационалистская концепция «экономического человека» с которой ученый работал на протяжении долгих лет, перестала его устраивать. Вероятно, что влияние на ученого также оказали экономические проблемы, в частности, распределение доходов в обществе. Еще в трудах Парето написанных в период с конца 19-го по начало 20-го века, просматривался его интерес к новой модели человека. В полной мере, его иллюстрировала работа «Общая социология» Вильфредо Парето, объем которой составлял порядка двух тысяч страниц.
Отказ от рационалистической модели
В то время господствовала рационалистическая модель человека, и герой нашего разговора был ее сторонником на протяжении многих лет. Однако однажды он от нее окончательно отказался. Согласно данной модели, поведение индивида в той или иной ситуации выглядит следующим образом: обдумывание действия, анализ его целесообразности, и наконец, поступок, приближающий к цели. Концепции Парето выглядела противоположным образом: сначала, под влиянием интереса и чувств, человек выполняет действие, а затем он объясняет его целесообразность. На этом и была построена «Теория нелогичного действия».
Тем не менее Парето не стал приверженцем иррационалистических трактовок человеческих поступков. Наоборот, он попытался сделать из рационализма «ультрарационализм», который предполагает, что в дискурсе, вместе с логикой, участвуют также наблюдения и эксперименты. Они нужны для того, чтобы разоблачить иллюзии, возникающие в нашем сознании, при желании скрыть истинные мотивы поступков.
Теория элит Вильфредо Парето
Большинство людей знает ученого именно благодаря этой теории. По его мнению, элиты постоянно сменяют друг друга, а история является «кладбищем элит». Таким образом, основные причины политических изменений Вильфредо Парето видел в циркуляции элит. Для элит, как отмечает Парето, характерна тенденция к упадку. «Неэлиты», в свою очередь, могут создавать для них вполне достойных преемников. И это очень важно, ведь дети, как правило, не обладают теми выдающимися особенностями, которые были у их родителей. Элиты должны постоянно сменяться, так как стоящие у власти люди со временем теряют ту энергию, которая помогла им завоевать высокий пост.
Общество непрерывно стремится к социальному равенству, которое достигается грамотным взаимодействием четырех важнейших сил, которые Парето назвал элементами. Элементы, по его мнению, могут быть: социальными, экономическими, политическими и интеллектуальными.
Неравенство на психологическом уровне
Особое внимание ученый уделял мотивам человеческих деяний. Именно поэтому политика для него в какой-то степени являлась функцией психологии. Психологический подход в анализе общества и политики в целом помог Парето объяснить причину формирования многообразия социальных институтов. Она заключалась в психологическом неравенстве людей. Социолог отмечал, что общество неоднородно, и его индивиды имеют моральные, физические и интеллектуальные отличия. Теория Вильфредо Парето давала основания полагать, что элита определяется по врожденным психологическим свойствам. Он даже создал систему оценки человека, по которой можно было выявить его предрасположенность к той или иной деятельности.
Как элита удерживает власть?
В концепции Вильфредо Парето элиты делятся на «правящую» и «неправящую». Первая участвует в управлении и принимает властные решения, в отличие от второй. Малочисленный класс удерживается у власти благодаря своей силе и поддержке подчиняющегося класса. При этом так называемый ресурс согласия основывается главным образом на умении власти убедить остальных в своей правоте. От способности манипулировать эмоциями толпы зависит вероятность того самого согласия. Тем не менее талант убеждения не всегда позволяет удержать власть, поэтому элита должна быть готова прибегнуть к силовым действиям.
Типы элиты
По теории Парето, есть два типа элиты: «львы» и «лисы». Первые преобладают в том случае, если политическая система стабильна. Когда она неустойчива, необходимы «лисы» – новаторы, комбинаторы, энергичные деятели. Смена элиты происходит из-за того, что каждый из типов перестает удовлетворять потребности масс. Следовательно, для равновесия систем требуется постоянная смена элит. В этом и заключаются основные причины политических изменений.
Вильфредо Парето: закон «20/80»
Говоря о деятельности итальянского ученого, нельзя не упомянуть об этом интересном открытии. Согласно этому эмпирическому правилу, первые 20% действий, которые человек совершает на пути к достижению цели, дают 80% результата. Следовательно, оставшиеся 80% действий дают 20%. Это правило может применяться при анализе эффективности той или иной деятельности. Выбрав правильно минимальное количество наиболее важных действий, человек получает значительную часть от желанного результата. А дальнейшие улучшения часто являются неоправданными и лишь занимают время. Конечно, приведенные в законе цифры не являются абсолютно точными. Просто однажды Парето заметил, что 80% дохода сосредотачивается у 20% населения.
Заключение
Сегодня мы с вами в общих чертах рассмотрели научное достояние Вильфредо Парето. Благодаря работе этого ученого, социология получила мощный импульс для развития и обратила на себя внимание многих ученных. По сей день Парето считается одним из лучших экономистов и социологов.
www.syl.ru